Свободное ПО для бизнеса: быть или не быть?
Свободная модель разработки ПО получает с каждым годом все больше новых сторонников в разных странах. У нас рост популярности СПО отчасти объясняется усилением антироссийских санкций. И все же говорить о буме СПО в корпоративной среде пока еще рано. Почему это так, в интервью для журнала "Бизнес и информационные технологии" разбирался технический директор "МайТэк" Архипов Денис
— Используете ли вы в своем бизнесе СПО? Да? Нет? Почему?
— Да, используем. Для многих задач есть отличные свободные продукты, бесплатное предоставление которых позволяет значительно сэкономить на стоимости владения лицензиями. Также в пользу СПО выступает наличие исходных текстов программ и фактически полное или совсем минимальное наличие ограничений на их доработку и переработку под нужды компании. Среди востребованного СПО можно выделить, например, веб-сервер Nginx, Linux в качестве десктопной и серверной системы, СУБД Postgres и другие.
— Пользуетесь ли вы только СПО или только проприетарными продуктами? Или комбинируете их друг с другом?
— Мы комбинируем свободные и лицензионные программные продукты, так как не для всех проприетарных продуктов есть подходящие по функционалу СПО альтернативы. Впрочем, справедливо и обратное. Например, многое корпоративное (проприетарное) ПО в качестве операционной системы безальтернативно требует использовать Windows.
— Правда ли, что качество продуктов и техподдержки СПО заметно улучшилось в последние годы?
— Для зрелых продуктов, давно находящихся на рынке, качество и поддержка всегда были на высоком уровне. Это не какой-то новый тренд, который стоит выделять отдельно. Здесь скорее вопрос в том, как надолго захочет продукт остаться на рынке. Если он планирует присутствовать в многолетней перспективе, то должен соответствовать вызовам рынка. И других вариантов здесь быть не может.
— Что вы считаете необходимо в СПО еще развивать, а чем стоит пользоваться уже сейчас?
— Пользоваться можно всем. Современное развитие рынка СПО показывает, что сейчас пул «свободных» систем достаточно широк. На базе СПО есть готовые CRM-решения, системы бизнес-аналитики (BI) и даже комплексной автоматизации бизнеса (ERP) Этим список не заканчивается. Остается только тестировать и выбирать максимально подходящее для компании и ее задач СПО.
— Согласны ли вы с тем, что в будущем СПО станет доминировать в корпоративной среде?
— Не совсем так, доминировать в корпоративной среде будет тот продукт, который максимально отвечает требованиям бизнеса. Если СПО закрывает задачи бизнеса, то работать он будет с ним. Если альтернативных вариантов нет, СПО только частично решает задачи или проприетарный продукт лучше и технологичнее бесплатного аналога, то использовать будут его.